НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

7 сентября 2013 г.

Спортивный кутюрье. Откуда берутся дизайнеры баскетбольной обуви?



Дизайнеры профессиональной спортивной экипировки, в том числе создатели баскетбольных кроссовок, сегодня штучный товар. Как появляются люди, которые разрабатывают эскизы обуви ЛеБрону Джеймсу, Кевину Гарнетту и Коби Брайанту и какими принципами они руководствуются? Об этом свежий материал нашего блога


Роби Фуллер (Robbie Fuller), Adidas



"Начинал я с разработок кроссовок для пересеченной местности здесь, в Портленде, а потом уехал в Германию на три года и переключился на беговые кроссовки. Вернулся я в Америку два года назад, а в дизайн для баскетбола я попал всего-то месяцев пять-шесть назад. Весь предыдущий опыт – это круто, но баскетбол – это настоящая любовь.

Мы что-то вроде переоборудованной дизайнерской команды, у нас много молодых талантов. Со мной еще работают шесть дизайнеров, все приблизительно одного возраста и все с баскетбольным прошлым. Мы каждую неделю играем вместе, два или три раза в неделю, и определенно черпаем в играх свое вдохновение. Также оно идет от молодых ребят. Я был на национальных мероприятиях, проводимых Adidas, и просто встречаясь с игроками из высшей школы, наблюдая за их игрой, я многому научился.

Для нас самая большая задача – это убедиться что вся баскетбольная линия – это столь же захватывающе, как продукты самого высокого уровня. Так сказать – «ни один кроссовок не остается в тени». Это – то где я хочу использовать баскетбольный ряд, убедиться, что мы даем выбор всем игрокам. Игра становится быстрее, игроки становятся больше и быстрее, так что все на самом деле в исполнении. Разработка материалов играет большую роль в том, что получится – то, что повлияет на устойчивость, амортизацию, да мало ли на что еще. Работая над новыми продуктами для таких ребят как Гарнетт, Данкан и Дуайт Ховард, мы стараемся использовать технологии, чтобы дать им то, чего они хотят. Мне необходимо, чтобы я мог сказать: «Вот то, что поможет тебе повысить твой уровень игры».

Сегодня очень многое в дизайне кроссовок заимствуется из прошлого. В общем-то, можно переделать сам кроссовок, либо идею, связанную с ним. Я думаю, вы можете увидеть больше примеров идеи взять кроссовок из прошлого и переделать - новая обработка, новые примочки и новый образ.

Если ты хочешь стать хорошим дизайнером, никогда не рано начать. На четвертом курсе мы с приятелями основали собственный бренд. Мы назвали его I.F. – “If You Wanna” – и мы относились к нему как к настоящему. Я ходил в магазины кроссовок и просто рисовал их. В моем отчете об успеваемости за 5 курс говорится: «даже рисунок обычного кроссовка может принести успех».

Петер Крейделмайер (Peter Kreidelmayer aka Sneaka Pete), K1X 

"Рос я в Мюнхене, и всегда что-нибудь творил – строил игрушечные космические корабли, украшал велик, много чего. В начале 90-х я увлекся кроссовками. Тогда не было Интернета и приходилось копить деньги, лететь Нью-Йорк, искать и покупать кроссовки на все деньги какие были.

Прошло какое-то время, прежде чем я осознал, что дизайн обуви – это актуальная работа. Я изучал промышленный дизайн в колледже, дипломную писал вместе с adidas, а по окончании пошел работать в Puma. Я работал в разных направлениях, но всегда мечтал заниматься баскетболом, поэтому я с радостью воспользовался шансом сделать, что-то вместе с k1x. Я здесь с 2001-го, с момента, когда идея первых кроссовок, Chiefglider, только зарождалась. Дизайн всех наших кроссовок создал я, в том числе и выходящие в скором времени Chiefglider II и 187. В таком месте как k1x, вся компания вовлечена в дизайн; дизайнеры одежды, продавцы, команда маркетологов, директор – все вносят свои ценные идей. Если они не чувствуют продукт, он им не нравится – я полностью переделываю его.

Меня редко вдохновляет какая-то конкретная вещь или произведение искусства. Это скорее необходимость фирмы и личная точка зрения в конкретный момент времени. Для меня дизайн – это поиск своей ниши и работа над тем, чтобы по-возможности там оставаться. Это всегда сложный процесс. Никогда не бывает так, что ты первым же наброском создаешь, что-то совершенно новое.

Нам необходимо быть конкурентно способными с нашим дизайном. Нам также необходимо оставаться на том же уровне исполнения, чтобы нас принимал рынок, но по-возможности уменьшая бюджет. Это – тот двигатель, который заставляет нас все время творить и выявлять все лучшее, что в нас есть. Вот, что двигает нас вперед – Давид против Голиафа.

О перспективах, думаю, стоит говорить не о присутствии в Германии, а о присутствии нас в Европе. Мы видим большой успех наших товаров по всей Европе. Наши вещи можно увидеть почти на каждом корте и в клубе. У нас свой стиль, мы объединяем баскетбол и хип-хоп так, как мы это видим. Хотя, конечно же, для нас образцом является высоконадежная немецкая техника - все-таки лучшие машины делают здесь. И не забывайте, что кроссовочная традиция появилась именно у нас".

Джейсон Мейден (Jason Mayden), Jordan Brand 

"Я пришел сюда стажером сразу после колледжа - вообще-то, меня наняли еще до того, как я получил диплом. Я работал в nike над обувью для пересеченной местности в течение года, а затем вернулся к Jordan. Я работал над моделями Jeter и Carmelo, а также помогал с несколькими последними кроссовками Air Jordan. Взрослея, я не был большим фанатом кроссовок, но у меня было развито чувство собственного достоинства. Я думал так: «Если я когда-нибудь буду делать кроссовки Jordan, то мне не надо будет за них платить».

Наибольший источник вдохновения для меня – как и следовало ожидать, но чисто внешне – Майкл Джордан. Это – первый пример человека, который менял свой внешний вид прямо у вас на глазах, от костюма к форме на площадке и обратно. Он был как живой супермен. Другой аспект для меня – сюжет.

Мы хотим создать что-то большее, чем просто кожа и резина. Мы хотим создать мотивацию. Вот почему сюжет так важен – это часть истории, вот MJ – это живая история. Следующий кроссовок всегда мой любимый. Сейчас я работаю над первым именными кроссовками для Криса Пола, это великолепный опыт. Он не просто один из лучших спортсменов – он один из лучших людей, которых я когда-либо встречал. Для такого человека очень просто выложиться по полной и сделать что-то действительно особенное.

Когда я впервые сидел на встрече с MJ, перед глазами у меня проходили моменты моей жизни: детство в Чикаго, то как я смотрел его игры, а теперь сижу на встрече с ним. Первое, что я ему сказал: «Приятель, я ждал этого момента всю свою жизнь». Само сорвалось.

В дизайне, если ты постоянно изучаешь свои слабые места, как области для совершенствования, у тебя всегда будут свежие идеи. Я постоянно пытаюсь стать лучше, чем был. Идеи всегда где-то рядом их просто надо брать из воздуха".

Джейсон Петри (Jason Petrie), Nike



"Многие люди с NikeTalk.com (форум) знают мою историю: когда я пошел в школу я знал, что хочу быть дизайнером обуви, но я совершенно не знал как мне им стать. Мне повезло, я попал стажером в Converse. Несколькими годами позже, когда NikeTalk набирал обороты, я заметил, что некоторые люди оставляют там свой рисунки. Я начал оставлять свои, просто так, для забавы. Я считал, что это отличная возможность получить отзыв о своих работах от знающих людей. Кто-то из Fila заметил мой рисунки и пригласил на интервью – меня взяли, и я уехал работать в Италию. Сейчас я уже около четырех лет работаю в Nike. Определенно это поставило меня на правильный путь.

Мне нужно вдохновение. Знаешь, как баскетбол овладевает тобой? Думаю, просто надо его любить. Если ты делаешь дизайн машин, а где-то на стороне создаешь кроссовки, я не уверен, что твой подход правильный.

Я был главным дизайнером в работе над STAT 1. Это были для меня первые именные кроссовки и я хотел, чтобы они были на высоте, особенно для Амаре Стадемайра, одного из моих самых любимых игроков. Он пришел к нам, и мы вместе работали – он тогда был травмирован; мы хорошо узнали его – он веселый, крутой парень. Мы рассматривали его кроссовки как некий мостик над пропастью между Амаре и Баркли в Финиксе. Мне кажется, что внести свежесть можно, пытаясь ухватить то, что вдохновляло тебя, когда ты был молодым. И в тоже время ты должен думать на два хода вперед.

Рассказывают о безумных детях, который изучают каждую деталь на кроссовке – я тоже такой! Я тот, кто не устает повторять: «У тебя должен быть подвешен язык, чтобы рассказать истории». Для меня это дает им душу и суть, и поэтому они становятся особенными. До тех пор пока это работает на представление, это часть нашей работы поднять их на новый уровень такими деталями".

Дрю Винфилд (Drew Winfield), Reebok 

"Я уже сталкивался с одним из мероприятий Sole Passion в SLAM в 2002 году. Определенно, я видел в этом мотивацию. Было круто, что кто-то интересуется тем, что я делаю.

Кроссовки – все уже сделано, пришло время делать, что-то цельное. У тебя должна быть какая-то основа или уникальный сюжет, чтобы увлечь людей.

Я думаю, что я очень хорош в предложении новых концепций. Я был ведущим дизайнером при создании Answer XI, а ведь Ален(Allen) второй спортсмен, у которого 11 именных кроссовок, поэтому сюжет должен быть полностью о нем. Я начал с номера 11. Это число состоит из двух одинаковых цифр и я подумал, что это могло бы представить Алена Айверсона с двух сторон. Он – близнец; в мифологии были два брата близнеца Кастор и Поллукс - Кастор был смертным, а Поллукс – бессмертным. Мы связали это с Аленом. Бессмертная часть – его мужество; с другой стороны, он возмужал, семейный человек и хороший командный игрок. Мы, можно сказать, разбили ботинок на две части, где внешняя часть, которую видно на площадке, более агрессивная и бросающаяся в глаза. Средняя часть, которую, в общем-то, и не видно на площадке, более «человечная» часть.

Все знают, что его тип игры имеет в себе черты другого спорта: он играет в баскетбол так, словно он дерется с толпой соперников за победу. Я подумал, как я могу связать это с дизайном кроссовка? Поэтому в средней части ботинка – оболочка, которая оборачивает стопу.

Работа над именными кроссовками для кого-нибудь вроде Алена Айверсона – это одновременно подарок и проклятие: ты получаешь возможность сделать личный кроссовок, но на тебя сваливается груз ответственности и ты говоришь себе: «Это должен быть лучший кроссовок всех времен». Тебе приходится возвращаться к реальности и вспоминать о своей квалификации. Когда Ален увидел кроссовок, он в него влюбился. Только тогда я смог вздохнуть спокойно.

Совет? Просто делай наброски. Все время, где бы ты ни был – зарисовывай. Идеи не приходят, когда попросишь. Ты должен быть всегда готов, всегда продолжать делать наброски и развивать идеи.


По материалам: Streetball