НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

30 января 2013 г.

Красное на черном. Как влияет цвет формы на результаты спортсменов?


Почему лучше играть в красном, нельзя – в черном, а велосипедисты стремятся к желтой майке? Интересные факты о роли цвета в экипировке спортсменов.


В форме какого цвета играть – лишь на первый взгляд этот вопрос в профессиональном спорте кажется малозначительным. Куда важнее – зарплаты, суммы трансферов и умения спортсменов. Но если копнуть поглубже, окажется, что цвет экипировки играет и всегда играл очень важную роль, особенно в командных видах.

Цвет экипировки – своего рода флаг, который мастер несет на арену и символ, под которым он выступает. Представьте, что в своем офисе вы бы носили не удобный любимый серый пиджак, а, скажем, ужасного фиолетового цвета макинтош, или вместо счастливого ярко-красного свитера – коричневый пуловер, цвет которого считаете самым неудачным на земле… Не стоит думать, что для профессиональных спортсменов отношение к их рабочей одежде чем-то отличается от этого примера. Для кого-то несчастливым с детства стал определенный цвет маек, а кто-то не воспринимает, к примеру, темные тона и предпочитает играть в светлом. 

Цвета безусловно сказываются на эмоциональном состоянии выходящего на поле. Это наверняка замечали еще на заре появления профессиональных команд в футболе и других видах спорта. Вспомним: итальянцы, создававшие «Ювентус» и другие клубы, вдохновлялись экипировкой английских команд – тех, которые произвели на них определенное впечатление и запомнились.

"Только не черный!"

О влиянии цвета на состояние спортсмена и взаимосвязь с результатами, которые он показывает, написано немало работ. Авторы одной утверждают, что это связано с ментальным восприятием некоторых цветов людьми:   во многих культурах автоматически негативно воспринимают черный цвет. Исследователи Томас Джилович и Марк Франк выяснили, что спортивные команды, в форме которых использован преимущественно черный цвет, значительно чаще получали пенальти в свои ворота.

Выводы ученых всегда спорны: чего стоят победы клубов НХЛ, часто играющих в черном

Они изучили футбольные матчи, где одна из команд была одета в черную, а другая в белую форму. Опытные судьи предпочтительно назначали пенальти в ворота команды в черной форме. И, наконец, был сделан вывод о том что группы студентов стремились играть более агрессивно, если они были одеты в черные футболки.

Красный – значит лучший?

Агрессивным, и, следовательно, более заводящим, провоцирующим, в спорте как и многих других областях жизни, считается красный цвет. «Спартак», «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль», «Бавария», «Милан», «Барселона», «Бенфика» - почти в каждом чемпионате можно найти клубы, играющие в красном или полу-красном, и долгое время находящиеся в числе фаворитов.

В статье, опубликованной в журнале «Спортивная наука» в начале 2008 года, ученые Рассел Хилл и Роберт Бартон представили анализ выступлений команд английской Премьер-лиги в период с 1947 по 2003 г. Это исследование подтвердило: клубы, игравшие в красных футболках, имели значительно более высокий процент побед как в отдельных матчах, так и в турнирах в целом по сравнению с соперниками в других цветах. Этот же вывод они сделали, проанализировав результаты борцовских поединков.

"Красные дьяволы" - образец успехов "красных"

Единоборства вообще дают наиболее надежную статистику, поскольку спортсмены получают цвет экипировки – красный или синий – согласно жребию. Так вот результаты исследования Хилла и Бартона, опубликованного в журнале Nature в 2005 году, показали, что «красные» атлеты имели преимущество над «синими». Наиболее ощутимым оно было в тхеквондо – в 57% поединков победы одержали атлеты в красном. В боксе этот показатель составил 55%, в греко-римской борьбе – 52%, а в вольной – 53%.

Впрочем, Матиас Саттер и Мартин Кочер, экономисты из университета Инсбрука, сомневаются, что теория красного цвета распространяется на футбол. Они внимательно проанализировали 306 матчей немецкой бундеслиги в сезоне-2000/2001 и пришли к выводу, что преимущества не было ни у «красных» команд, ни у каких-либо других. «Что касается премьер-лиги, то здесь мы, скорее всего, сталкиваемся с извечной проблемой яйца и курицы, – считает Саттер. – Согласен, английские чемпионы долгие годы носили красное, но что было раньше – успех или красный цвет, неясно».

Одну из самых последних попыток раскрыть тайну предприняли спортивные психологи из немецкого университета Мюнстера. Бернд Штраус и другие авторы исследования, результаты которого были опубликованы в этом году в журнале «Психологическая наука», считают, что как минимум в случае с тхеквондо победы спортсменов в красном во многом зависели от судей. Несмотря на равные силы в общем и в конкретных поединках, «красные» получали более высокие баллы по сравнению с «синими». В виде эксперимента авторы исследования показали 42 опытным судьям по тхеквондо две видеозаписи с 11 боевыми эпизодами в каждой. В первой дрались спортсмены в красном и синем цветах. Во втором фильме были сняты те же атлеты, только им поменяли цвет формы при помощи цифровой технологии. Несмотря на то что рефери видели один и тот же поединок, оценили они его по-разному. Оценки борцов в красном в среднем были на 13% выше.

Следует отметить, что эффект цвета сказывается тем сильнее, чем ближе по силам соперники. И чем больше разница в классе, тем меньше данный фактор влиял на оценки судей.


Какой цвет дает преимущества?

Желтая майка лидера

И завершая рассказ о роли цветов в разных видах спорта нельзя не вспомнить о знаковом для велосипедистов желтом цвете. «Желтая майка лидера» - это значит цвет победы, цвет фаворита, цвет самого лучшего спортсмена.

Особенно это стало заметно с появлением велоспорта на широких экранах и после того как Ланс Армстронг стал выигрывать гонку "Tour de France". Когда и почему появилась связь между желтым цветом и велосипедистами?

Желтый является официальным цветом самой известной в мире гонки "Tour de France". Первоначально гонка проводилась как общественное соревнование под эгидой парижской газеты "L’Auto". Соревнование значительно увеличило спрос на это газетное издание.

Майки гонщиков "Tour de France" были сделаны желтыми в соответствии с цветом газеты, на которой печатались новости. А вот для гонки "Giro d’Italia", проводимой в Италии, были сделаны розовые майки, чтобы соответствовать цвету газетной бумаги спонсора. Ну а поскольку престиж велогонки "Tour de France" со временем стал неоспоримым, то и для официального цвета переходящей майки фаворита решили выбрать именно желтый.