НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

7 ноября 2012 г.

Футбольный клуб – зеркало района


Их называют «пиратами» и антифашистами, они мега-популярны, хотя играют во 2 дивизионе, а начало домашних матчей этой команды больше напоминает концерт группы AC/DC. Сегодня в центре внимания нашего блога – гамбургский «Санкт-Паули», ставший олицетворением клуба, созданного идеями и талантом жителей небольшого района. 



Уникальный пример «Санкт-Паули»: клуб со скромными достижениями (к тому же второй по значимости в городе) имеет огромную армию болельщиков по всему свету. Это позволяет команде оставаться на плаву, зарабатывать неплохие деньги на продаже атрибутике и слыть организацией, которая существует исключительно для, ради и благодаря своим фанатам.

Эта команда появилась в 1910 году, долгое время играла роль «лифта» - перемещалась между этажами немецкого футбола. Однако еще при рождении клубу выпал счастливый билет – он появился в портовом районе Гамбурга, рядом с Риппербаном, местным кварталом красных фонарей, кварталом творческой интеллигенции, свободных духом людей. В этом районе всегда было сосредоточение множества культур, религий, цветов кожи… Это и повлияло на современное развитие «Санкт-Паули».

 
Факты истории

Активизация фан-движения команды началась с 1980-х годов. В это время посещаемость игр команды стабильно растет, клуб приобретает костяк своего фан-движения — в основном это жители портового района Гамбурга, где клуб проводит свои домашние матчи. В то время, как по всей Европе в околофутбольное фанатское движение проникают расистские и право-радикальные настроения, фанаты «Санкт-Паули» открыто позиционируют себя как антифашисты и антирасисты. В это же время на трибунах команды появляются флаги с изображением «Веселого Роджера», который со временем становится неофициальным символом клуба, а команда получает прозвище «Пираты».


Сегодня каждый матч клуба – своеобразное шоу, которое создают вместе с болельщиками. Не зря они заслужили репутацию самых свободомыслящих фанатов Европы:


Сегодня в фан-клубе «Санкт-Паули» официально состоят больше 13 000 человек. Это немало для клуба второго дивизиона. Члены фан-клуба платят взносы, участвуют в перформансах  и ежегодном собрании.

Комментарий Свена Брукса, работающего в клубе больше 20 лет (вышел из среды болельщиков):  «Среди наших фанатов есть и такие, которые могут сказать: «Мы так не любим нацистов! Давайте перебьем их всех!» Конечно, менеджеры клуба, как и большинство людей на нашем стадионе, с такой позицией не согласятся. 95% тех, кто поддерживает «Санкт-Паули», разделяют антифашистские идеи, но не являются политическими радикалами. Хотя есть и сравнительно небольшие группы фанатов с крайними взглядами. Могу добавить, что расистам вход на наши трибуны запрещен клубом.

Десять назад у нас был инцидент, когда в одной из газет напечатали, что на утренней тренировке один из наших футболистов назвал партнера по команде «черным ублюдком». Это вызвало целую волну протеста, фанаты на секторах требовали, чтобы этот игрок покинул клуб. Никто за это футболиста из команды тогда не выгонял, но продолжать играть в Гамбурге ему было очень сложно, настолько непопулярным он стал после этой истории»
.

Фотосессия в стиле "свои ребята, с района"

Спонсоры и «пиратский» заработок

Сегодня «Санкт-Паули» играет во второй Бундеслиге. Честно говоря, там команда не блещет, и тем не менее клуб считается одним из самых успешных и уверенно стоящих на ногах в Германии. В этом команде помогают как болельщики, так и своеобразный имидж.

Например, в качестве идеального партнера в команде рассматривают объединение «Гринпис». Здесь привлекают не просто компании, а те, имидж которых подразумевает социальную ориентированность или заботу об окружающей среде. Среди спонсоров «пиратов» есть и промышленные предприятия, которые стремятся подчеркнуть, что извлечение прибыли не единственное, что их интересует. Некоторое время назад основным спонсором, название которого было написано на игровых футболках, была страховая компания, специализирующаяся на работе с клиниками альтернативных методов лечения – еще одно точное попадание менеджмента команды.


Хороший доход «Санкт-Паули» приносят домашние матчи – 25-тысячный стадион обычно забит под завязку, хотя клуб старается держать максимально демократичные цены. Таким образом сезонные абонементы выкупают до 15 тысяч поклонников клуба.

Зарабатывать «Санкт-Паули» помогает и официальный интернет-магазин. Оцените, кажется, это один из лучших онлайн-шопов в мире.

Правда, интернет-магазин и вообще права на мерчендайзинг клубу не принадлежат. Право производить и продавать атрибутику было продано отдельной компании в 2003, когда клуб оказался на грани банкротства. Компания выплачивает небольшую фиксированную сумму ежегодно, а также скромный процент с каждой проданной вещи.

Show must go on

Жизнь «Санкт-Паули» последние 15-20 лет – своеобразное шоу, приягиващее фанатов клуба по всему миру. Они просыпаются и ложатся спать с именем команды. Кажется, для них общая радость после забитого гола под Song 2 – верх наслаждения в жизни.


Так, в 2003 году, когда клубу из-за финансовых проблем грозило лишение профессионального статуса, болельщики в ходе ряда акций собрали меньше, чем за три месяца сумму в 1.950.000 €.

Деньги были получены в ходе всевозможных акций:
•    Продажа 140.000 футболок с надписью «Спаситель» (нем. Retter)
•    Акция «Пей за Санкт-Паули!» — бары в округе стадиона отчисляли в пользу клуба 50 евроцентов за каждую проданную кружку пива. В ходе акции было собрано 20.000 €
•    Акция «Пьешь Astra — спасаешь Санкт-Паули» — ящик пива «Astra» по цене в 1€. Собрано 120.000 €
•    Ряд благотворительных концертов — 270.000 €
•    Прямые пожертвования — 200.000 € (!!!)



Важным событием в деле спасения клуба стал товарищеский матч против мюнхенской «Баварии». Игра прошла под названием «Победители чемпионов мира против чемпионов мира». Такое странное название связано с исторической победой (2:1) над мюнхенцами 6 февраля 2002.

Важно, что «Санкт-Паули» постоянно выдумывает какие-то новые акции, праздники и события в своей жизни. Так, осенью 2008 года клуб объявил на своем официальном сайте о старте проекта под названием «St. Paulini». Это онлайн-версия альбома для стикеров. Но если в реальной жизни наклейки для подобного рода альбомов продаются упаковками по 5-10 стикеров в каждой, то здесь виртуальные наклейки достаются в обмен на коды, которые можно заполучить в несколько способов:

•    слушать выпуски подкаста с матчей Санкт-Паули (в конце каждого выпуска ведущий диктует несколько кодов);
•    подписаться на электронную рассылку новостей клуба (к каждой рассылке прилагается 4 кода, а в случае победы команды в предыдущем туре целых 8).

•    Кроме того коды можно найти на сайтах-партнерах клуба и в печатных журналах.
 
Как и в реальной жизни теми стикерами, которые повторяются, можно поменяться с другими участниками проекта. Интересно, что в отличие от реальных стикер-альбомов, на стикерах St. Paulini напечатаны не фотографии игроков и тренеров, а шаржи на них, выполненные одним из болельщиков клуба. Среди участников, собравших все стикеры, разыгрывают призы.









Документальный фильм "Социалистический футбольный клуб"