НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

13 апреля 2012 г.

Маскоты для всего мира


Чемпионаты мира по футболу были одними из первых крупных соревнований, к проведению которых стали активно привлекать маскотов – талисманов игр. И пусть они зачастую были неказистыми и даже скандальными, но всегда вносили свою толику веселья и праздника в футбольное шоу Мундиалей.



Талисман для чемпионатов мира, впрочем, как и для отдельных команд или менее крупных турниров, разрабатывают в основном для увеличения спроса на символику, продвижения бренда, а также  популяризации футбола среди детей.

Что касается Мундиалей, что обычно в качестве талисмана выбирают какую-то характерную деталь, присущую стране-хозяйке чемпионата. И как показывает почти полувековая практика, сделать маскот близким болельщикам бывает нелегко.

1966 год. Лев ВИЛЛИ 




Первыми придумали осчастливить свой чемпионат мира талисманом, конечно же, англичане. Животное для талисмана долго выбирать не пришлось — лев традиционно ассоциируется с Британией и украшает национальный герб и эмблему ее футбольной ассоциации. Так что организаторам оставалось только сделать его чуточку добрее и улыбчивее. Вилли по случаю нарядился в футбольную форму, а на груди у него красовался флаг Великобритании — Юнион Джек.

Благородный зверь пользовался во время чемпионата колоссальным успехом. В итоге автор этого славного персонажа заработал на нем 6 млн 700 тыс. фунтов стерлингов. Ну кроме того, он помог англичанам выиграть первый и единственный чемпионат мира по футболу.

1970 год. Мальчик ХУАНИТО



В 1970 году чемпионат мира состоялся в Мексике. Его организаторы, памятуя об успехе львенка Вилли, решили закрепить традицию и создали свой талисман. У большинства населния мира Мексика в первую очередь ассоциируется с кактусами и текилой, но на роль талисманов они не годились. Радовать публику и зарабатывать барыши отрядили мальчика Хуанито (по-нашему – Ваньку). Он был одет в зеленую форму национальной сборной, а от жары его спасало большое желтое сомбреро. Новоявленные Хуанито буквально наводнили окрестности стадионов. Дабы развить успех, организаторы турнира сделали фотосессии футболистов-участников в компании с живым талисманом.

1974 год. Юные немцы ТИП и ТОП 


Мексиканский опыт спустя четыре года не без успеха переняли немцы. Они тоже представили к чемпионату талисман с человеческим лицом. Точнее, с двумя. Розовощекие парни Тип и Топ, сотворенные жителем Гельзенкирхена Отто Раухом, стали победителями конкурса среди 10 000 потенциальных талисманов. Уже одни их имена внушали оптимизм — «тип-топ» почти на любом языке означает, что все будет в порядке. Блондин и брюнет с очаровательными детскими улыбками явно символизировали юных бюргеров, чем, похоже, окончательно покорили бюргеров настоящих. Немцы от талисманов были в восторге, и на покупку сувениров с их изображениями эти не расположенные к излишним тратам граждане выложили почти 7,5 млн марок.

1978 год. Пастушок ГАУЧИТО


Аргентинцы, которым доверили мундиаль 1978 года, в выборе талисмана явно руководствовались соображениями здорового консерватизма и пошли по проторенной дорожке.

Пастушок Гаучито, судя по внешности, приходится как минимум двоюродным братом мексиканскому Хуанито. Разница только в одежде — форму он носил уже аргентинскую и сомбреро сменил на шляпу.

В доказательство того, что Гаучито действительно пастух, его снабдили косынкой и обязательной свирелью. Была у парня и своя легенда — он оказался сыном героя аргентинского эпоса пастуха Гаучо, который, как заправский Робин Гуд, защищал всех несчастных и обездоленных. Талисман отработал свое сполна — с его помощью сборная Аргентины впервые завоевала чемпионский титул.

1982 год. Апельсин НАРАНХИТО


Организаторы чемпионата мира в Испании в 1982 году решили соригинальничать. Талисманом впервые было выбрано не живое существо, а фрукт.

Имя его происходит от испанского слова «наранха », что означает апельсин. Выбор талисмана объясняется просто: апельсины, выращенные в Мурсии и Валенсии, — одни из самых сладких в мире и считаются лучшими для приготовления сока.

1986 год. Перчик ПИКЕ 


В 1986 году чемпионат мира снова принимала Мексика. Хуанито к тому времени успел повзрослеть и уже не мог вызывать у болельщиков столько радости и умиления. Ему на смену пришел перчик, созданный бразильским художником Жайме Переду. Назвали это чудо Пике — от испанского «пиканте». Этим словом обозначают специи и соусы, а перец, как известно, неизменный атрибут настоящей мексиканской кухни.

1990 год. Человечек ЧАО 


На следующем чемпионате мира, прошедшем в 1990 году в Италии, в центре внимания снова оказался человечек. Угловатое создание, ставшее результатом работы целой группы художников, раскрасили в цвета итальянского флага и в ходе всенародного голосования окрестили Чао. Это слово является одним из самых популярных на Апеннинах, и его вполне достаточно, чтобы поздороваться или попрощаться. Чао чем-то напоминал кубик Рубика или примитивный трансформер и был не таким веселым, как его предшественники. Зато в его преданности футболу не было сомнений ни у кого, да и в телевизионных заставках талисман смотрелся очень даже гармонично.

1994 год. Пес СТРАЙКЕР 


Уж кто точно знает толк в талисманах, так это американцы. Создание талисманов у янки давно превратилось в одну из отраслей бизнеса, и когда в 1994 году американцам доверили чемпионат мира, они отнеслись к вопросу со всей серьезностью. Умельцы из всемирно известной компании Уолта Диснея представили на суд публики пса по имени Страйкер, которое можно перевести как нападающий, забивала или как забастовщик.

Страйкер стал одним из самых прибыльных талисманов чемпионатов мира, принеся его создателям более 11 млн долларов.

1998 год. ФУТИКС 



Когда было объявлено, что Мундиаль 1998 года пройдет во Франции, никто не сомневался, что талисманом первенства станет петух. Эта птица украшает футболки национальной сборной и издавна является символом страны галлов. Организаторы ожиданий не обманули и еще за два года до чемпионата презентовали петушка по имени Футикс. Его создал художник из Бордо Франк Летори, который еще долго судился с обвинившими его в плагиате.

Но в итоге победа осталась за Летори. Французы не могли не клюнуть на очаровательного пернатого с большим футбольным мячом, а тут еще и сборная впервые выиграла чемпионат мира. Организаторы радостно потирали руки и набивали карманы деньгами, вырученными от продажи футиксов всех мастей и калибров. В итоге петух принес французам прибыль в размере 27 млн долларов. Это лучший результат в истории.

2002 год. Существа АТО, НИК И КАЗ


В 2002 году талисман впервые стал для организаторов сплошным разочарованием. Японцы и корейцы решили удивить всех, а в итоге обманули самих себя. Задолго до чемпионата мира публике представили целых три талисмана, отдаленно напоминавших телепузиков. Потом народ принялся путем голосования выбирать имена трем разноцветным «красавцам». В итоге их обозвали Атмо, Ник и Каз, которые оказались еще и одной семейкой — Атмо. Правда, вскоре выяснилось, что под именем Атмо в Интернете уже существует порносайт, на который натыкались незадачливые футбольные болельщики. Чтобы замять скандал, проблемный талисман переименовали в Ато.

По замыслу создателей, необычная внешность троицы подчеркивала высокотехнологичный и компьютеризированный уклад жизни в Японии и Южной Корее. Но оценили эти идеи не все, дети и вовсе испугались странных существ, и очередей за талисманами до конца чемпионата так и не наблюдалось.

2006 год. Лев ГОЛИАФ и мяч ПИЛЛЕ 


Немцы попытались не повторить ошибок организаторов прошлого Мундиаля и при создании талисмана вернулись к звериной тематике. Еще до начала жеребьевки чемпионата Франц Беккенбауэр и Пеле представили парочку талисманов. Ими стали лев Голео VI и на этот раз одушевленный мячик Пилле. Их создателями стали американцы, в свое время разработавшие героев для кукольного сериала «Улица Сезам». В имени Голео сочетаются слова «гол» и «лео», то есть лев, к тому же оно должно ассоциироваться с библейским Голиафом.

 «Раскручивать» льва, внешне сильно смахивающего на медведя, и его говорящий мячик принялись по всем законам жанра. По одной только легенде этого талисмана можно было снять целый фильм, Голео появлялся во всевозможных передачах и телешоу, раздавал интервью, но продажи все равно были катастрофически низкими и привели к банкротству фирмы-производителя.

Причины этого просты. Во-первых, немцы так и не поняли, какое отношение лев имеет к их стране. Символом Германии традиционно является орел, к тому же лев уже «талисманил» у извечных врагов-соседей — англичан. Ну а во-вторых, многих смутило отсутствие у новоявленного Голиафа… трусов, и немцы заподозрили в нем эксгибициониста. Болельщики объявили талисману бойкот, а в качестве замены избрали народным голосованием свой альтернативный символ на предстоящем чемпионате. Им стал орленок Пауле.

2010 год. Леопард ЗАКУМИ



И вновь звериная тема. Тем более, что в Африке проживает едва ли не большая часть всех хищников на свете. Леопарда Закуми с зелёными волосами нарядили в футболку со словами SOUTH AFRICA 2010. Зелёный и жёлтый - цвета национальных спортивных команд ЮАР. Имя Закуми (Zakumi) образовано от ZA (международное обозначение ЮАР) и kumi, что на некоторых африканских языках означает «десять».


По материалам: Championat.com