НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

1 ноября 2011 г.

Окупаемость спортивной арены


Окупаемость футбольного стадиона или хоккейной арены в нашей стране пока далеко не главное условие их существования. Но рано или поздно любой «спонсор» или бюджет не выдержит постоянных вливаний в спортивную инфраструктуру. Может ли спортивная арена выйти на окупаемость и в какой срок – рассмотрим на примере расчетов блога «Футбольная арифметика».



Насколько быстро окупается строительство современной футбольной арены – этот вопрос в блоге «Футбольная арифметика» попытался изучить один из его авторов Илья Солнцев. В качестве «базового» стадиона он решил воспользоваться параметрами «Донбасс-Арены», построенной в 2009 году в Донецке, но переложить этот проект на российские, а если точнее, московские реалии. Сразу оговоримся, что все подсчеты примерные и сделаны по аналогии с другими подобными проектами.

Срок окупаемости (англ. Pay-Back Period) — период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции

Вот составляющие, которые могут приносить доход владельцам арены:


 
Начнем с того, ради чего, собственно, и строится любой стадион – футбольных матчей. Прежде чем переходить к расчетам, нужно сделать несколько допущений. Во-первых, предположим, что чемпионат будет проходить по привычной схеме: 16 команд, 2 круга, 30 матчей. Во-вторых, допустим, что команда-хозяйка нашего виртуального стадиона кроме Премьер-лиги, сыграет в Кубке России и Лиге Европы, начиная с группового этапа (и там, и там дойдет до полуфинала). Также предположим, что на нашем стадионе 2 раза сыграет сборная Россия, и весь доход от продажи билетов пойдет владельцам арены. Итого мы получаем домашних матчей: Премьер лига (15) + Кубок России (2) + Лига Европы (7: групповой этап – 3, 1/16 – 1, 1/8 – 1, ¼ -1, ½ -1) + матчи сборной России (2) = 26.

В качестве средней цены билета остановимся на цифре в 400 рублей за матч. Чтобы упростить расчеты, мы не учитываем программу абонементов, стоимость VIP-билетов и билетов на Лигу Европы. Предположим, что в среднем наш стадион будет заполняться на 70%. Такая оценка также может показаться слишком оптимистичной. Говоря о сравнительно высокой для России заполняемости, предполагаем, что новый, современный стадион сможет привлечь гораздо больше зрителей, чем устаревшие и не удобные арены. Тогда:


Доход от продажи билетов
400 х 51 500 х 26 х 70% = 375 млн. руб. (за сезон)

Стоимость аренды ложи на стадионе «Локомотив» в Москве сегодня составляет от 62 до 200 тысяч рублей за игру в зависимости от категории матча, вместимости и расположения ложи. На эксклюзивный пакет из трех и более матчей можно получить скидку от 5%. В стоимость аренды входят билеты, 3-5 парковочных мест, банкетное меню и даже «нахождение в привилегированной атмосфере» за 1,5 часа до футбольного матча и два часа после его окончания. Возьмем среднюю стоимость аренды – 131 тыс. руб. и предположим, что заполняться ложи будут на 90%:

Доход от VIP-лож
131 000 х 45 х 26 х 90% = 138 млн. руб. (за сезон)

Следующая важная статья доходов – ресторанный бизнес. На нынешних стадионах это  направление практически полностью отсутствует. Однако мы говорим о современной спортивной арене, и надеемся, что и этот аспект будет должным образом развит. Не вдаваясь в нюансы ресторанного бизнеса, предположим, что все заявленные выше бары и рестораны сдаются в аренду управляющей компании. Возьмем для баров ставку – 800$/кв.м. в год, для ресторанов – 1000$/кв.м. в год. При курсе 28 руб./$ получим:

Доход от аренды
1000 кв.м. х 800$/кв.м. + 1600 кв.м. х 1000$/кв.м. = 67 млн. руб. (за сезон)

По аналогии с ресторанным бизнесом предположим, что помещения под фитнес-центр и фан-шоп будут сданы в аренду. Общая сумма дохода составит 34,5 млн. руб.. Также доход будут приносить паркинг и конференц-зал – 22,3 млн. руб.

Доходы от аренды под фитнес, фан-шоп, паркинг и конференц-зал = около 55 млн.рублей

Далее предположим, что 90 дней в году футбольное поле стадиона будет сдаваться в аренду. Я предполагаю, что газон будет искусственным, поэтому серьезного ущерба нагрузка в 90 дней принести не должна. К примеру, снять футбольное поле с подогревом в футбольной академии Спартака, открытой в 2010 году, можно в среднем за 16 500 руб. в час.

Доход от аренды поля
За 8 часов каждых 90 дней: 16 500 х 8 х 90 = 11,9 млн. руб.

Наконец, допустим, что 4 раза в год на нашем стадионе будут проходить концерты. По данным «Эксперта» в России аренда стадиона на футбольный матч стоит в пределах 10 млн рублей, а по словам директора стадиона «Уэмбли» Дэвида Томсона аренда знаменитой лондонской арены на один матч стоит 500-700 тысяч фунтов или в среднем 30 млн. рублей. При всем уважении к нашим будущим стадионам, сравниться с «Уэмбли» у них получится не сразу, поэтому возьмем среднюю ставку между 10 млн. и половиной от 30 млн. Также нужно принимать во внимание, что проведение концерта по сравнению с футбольным матчем требует дополнительной подготовки. В итоге получим среднюю ставку аренды - 12 млн. руб. за один концерт.

Доход от крупных концертов
4х12 = 48 млн. руб.

Таким образом, общая сумма доходов составит почти 697 млн. руб.. Расходы, необходимые для обеспечения работы всех служб стадиона оценим в 15% от доходов или в 104,5 млн. руб. Тогда доходы, на которые может рассчитывать собственник нашего стадиона, составят 592 млн. руб. в год.

Наконец предположим, что ежегодно все ставки будут повышаться на уровень инфляции – 6,6%. Поток доходов за 13 лет работы стадиона будет таким:


Для упрощения расчетов автор не учитывал схему финансирования проекта, а именно возможность привлечения заемного капитала, также не рассчитывалась налоговая нагрузка, хотя, принимая во внимание социальную значимость проекта, по налогам будут существенные льготы. Например, согласно Федеральному закону об организации и проведении в РФ Чемпионата мира по футболу в 2018 году, ряд льгот предоставляется инвесторам, финансирующим строительство объектов чемпионата.

Наконец, очень важно кому будет принадлежать стадион и как будут распределяться денежные потоки внутри группы компаний. В расчетах сделано предположение, что арена представляет собой отдельный бизнес, а, следовательно, получает все доходы, связанные с арендой поля и других помещений.

Строительство "Донбасс-Арены" обошлось в 400 млн. $ или 11,2 млрд. руб.  Как видим, окупить эти инвестиции по нашим расчетам получится приблизительно за 12,5 лет. К сожалению, Net Present Value (или чистая приведенная стоимость) нашего проекта отрицательна. Однако не будем расстраивать потенциальных инвесторов, ведь такой нематериальный актив, как, к примеру, развитие спорта в родной стране, можно считать бесценными.

Отметим, что у тех, кто знает ситуацию изнутри, менее оптимистичный взгляд на окупаемость нового стадиона: «Давайте скажем честно, что стадионы не окупаемы. Стоимость нашей арены €250 млн. За счет большого числа концертов, 98-процентной наполняемости он в лучшем случае соберет €10 млн чистой прибыли – это мечта. И через 25 лет такой стадион требует реконструкции», - заявил «Газета.ру» в феврале этого года генеральный директор ООО «Стадион «Спартак» Андрей Федун.



По материалам блога "Футбольная арифметика" на Спорт сегодня