НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

13 сентября 2011 г.

Техническое спонсорство: и одеться, и заработать


Рынок технического партнерства в спорте с каждым годом растет все больше. Бренды интересует внимание аудитории, а команды – выгода от сотрудничества с мировыми производителями экипировки. Причем порой эта выгода измеряется десятками миллионов долларов.



Изначально термин «техническое партнерство» или «техническое спонсорство» подразумевал оплату размещения логотипа спонсора на футболке спортсменов товарами или услугами. Сегодня чаще всего под этим понимают получение клубом или отдельным спортсменом игровой формы на сезон. Однако подход к условиям контрактов может существенно меняться в зависимости от уровня популярности команды и возможностей и интересов будущего партнера. В некоторых случаях спонсоры бьются миллионами долларов за то, чтобы ассоциировать свой бренд в умах потенциальных покупателей с топ-клубом или сборной.

Заключение нового контракта о техническом спонсорстве для производителя экипировки всегда является выходом на новый рынок – либо огромного мегаполиса и тысяч других мест, где живут поклонники «большой команды», либо небольшого городка с локально-известной сборной доморощенных спортсменов, за которых болеют от силы 100-150 человек. От того, насколько этот рынок интересен партнеру, и зависит выгода от спонсорского контракта.  Практика показывает, что заключая договор о техническом партнерстве, на выходе спонсор получает увеличение статистики продаж в данном регионе, а также рост узнаваемости со стороны аудитории команды – а она порой достигает нескольких миллионов человек.  

Этим достаточно эффективным способом для освоения новых рынков не так давно решила воспользоваться американская Under Armour. До того не поддерживавший ни один футбольный клуб Англии (хотя работавший с немецкими и греческими клубами) спонсор решил заключить  договор с «Тоттенхэмом». Соглашение подписано сроком на пять лет. За это время «шпоры» получат 50 миллионов фунтов стерлингов, в том числе в качестве компенсации за размещение не раскрученных Adidas или Nike, а куда менее раскрученного в Европе члена семьи спортивных брендов.

Under Armour. Теперь и в футболе

В форме от нового партнёра лондонцы будут играть начиная с сезона 2012/2013, так что увидеть ее на футболистах «шпор» нам еще только предстоит.

Тем же путем пошла другая американская компания Warrior Sports.  Именно этот производитель, базирующийся в Бостоне, получил право, начиная со следующего сезона, размещать свой логотип в качестве технического спонсора «Ливерпуля». Она возьмёт на себя выпуск спортивной амуниции для мерсисайдцев. Плюс к тому, по договору, годовая прибыль "Ливерпуля" составит 25 миллионов фунтов, что почти в два раза больше, чем от компании Adidas – нынешнего спонсора клуба. Эта сумма на данный момент является рекордной за всю историю Английской Лиги. На второй позиции находится «Манчестер Юнайтед» со своим спонсором Nike (23,5 миллионов фунтов).


Кстати, переход мерсисайдцев к новому производителю - это тяжелый удар для Adidas, поскольку копии игровой формы "Ливерпуля" занимают четвёртое место в мире по уровню продаж - за год продаётся около 900 000 единиц, и по этому показателю "Ливерпуль" обходят только "Манчестер Юнайтед", "Реал" и "Барселона".

Пожалуй, представители Английской лиги на сегодня в сумме имеют самые большие спонсорские контракты от производителей экипировки. Впрочем, и футбольный рынок Англии это позволяет – эффект присутствия на футболках максимален.

Раскрученные бренды спортивной одежды стараются присутствовать во всех крупных турнирах и чемпионатах стран. Nike и Adidas, к примеру, ведут активную войну на испанском фронте: первые поддерживают «Барселону», вторые – извечного врага каталонцев мадридский «Реал». Выгода этих команд от технических спонсоров тоже не ограничивается только формой. Так, партнерское соглашение с Nike приносит «Барсе», по различным оценкам до 30 миллионов евро в год. Кстати, соглашение отличается от традиционных контрактов о техническом спонсорстве – кроме того, что Nike является техническим спонсором клуба, также Nike управляет всеми операциями, связанными с продажей клубной атрибутики «Барселоны» (получает 50% прибыли), и конечно, имеет с этого свою выгоду.

Между прочим, Nike в свое время очень вовремя выступила с необходимой моральной и финансовой поддержкой итальянского гранда из Турина. Когда «Ювентус» после серии разоблачений и обвинений в договорных матчах перевели в серию B, она подтвердила, что останется спонсором "Ювентуса". Nike несмотря ни на что решила выполнить 12-летний контракт, заключенный в 2003 году. По условиям соглашения, "Ювентус" ежегодно получает от компании по 12 миллионов евро.  Кстати, «Интер» получает от этой компании чуть больше – 14 миллионов евро в год.

Болельщики "Юве" вряд ли будут покупать вещи с брендами других производителей

А вот в России самый выгодный спонсорский контракт с производителем формы имеет санкт-петербургский «Зенит». В прошлом году он заключил крупный контракт с Nike. Этот договор считается и одним из крупнейших в Восточной Европе. Цена вопроса – коммерческая тайна, но клуб из Северной столицы явно смог заработать на этом контракте.

Мог бы зарабатывать на партнерстве с производителями экипировки и казанский «Рубин». Рынок спортивной одежды Казани и ближайших регионов, в которых болеют за казанскую команду, интересен владельцам многих брендов. Известно, что текущий контракт с Umbro не особенно выгоден клубу: «Рубин» даже приплачивает за получение формы, хотя вполне мог бы и одеться, и заработать. Видимо, теперь это дело времени – новый президент команды дал понять, что клуб должен войти в рамки финансового FairPlay.

 "Рубину" только предстоит это: и одеться, и заработать