НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

17 августа 2011 г.

Гордые и свободные


Сознательный отказ руководства футбольных клубов от титульного спонсора – явление в современном спорте более чем распространенное. Самый яркий пример – вчерашняя «Барселона», отдавшая, правда, главное место на футболках Unicef. А на днях об отказе от «титула» заявил директорат английского «Блэкберна».




Современный футбол немыслим без всевозможных брендов. Реклама на стадионах, на билетах, на газоне – где угодно – давно стала заметной его часть. Но, пожалуй, самый запоминающийся и выгодный рекламодателю вариант – это место титульного спонсора. То самое заветное место на футболках, которое затем «разнесет» логотип спонсора глазам болельщиков со всего мира.

Вообще, когда-то реклама на футболках относилась к категории «табу». Клубы или спортивные общества (а во время зарождения команд в конце 19-начале 20 века большинство было именно клубами по интересам) представляли собой некоммерческие партнерства и, памятуя о традициях английского джентельменства и принципах спортивной борьбы, очень дорожили своим именем и репутацией. Связывать себя с некоей коммерческой структурой в глазах почитателей футбола было «моветоном».  

Широко практиковать нанесение логотипов спонсоров за деньги в футболе начали в 70-ых годах прошлого века. Банки, автоконцерны, молочные производители, страховые группы – кого только болельщики не встречали на футболках любимых команд. 

Сегодня, в век тотальной коммерциализации, казалось бы, найти серьезный клуб высшего дивизиона без титульного спонсора невозможно. Тем не менее, исключения есть, и практика отказа от денег за продажу мест на футболка – не такая уж редкость. Для кого-то – сознательная, а для кого – то – необходимая.

Испания: экс-«Барселона», «Атлетик» Бильбао

О том, как «Барселона» все-таки отдала свои футболки «на откуп» катарскому фонду мы писали в статье «Команда-мечта начинает раздачу титульных мест». Впервые именно с этого сезона «Барса» будет получать деньги за титульное место (ранее контракты с благотворительными организациями подразумевали выплаты со стороны сине-гранатовых). Не имея права оценивать поступок руководства «Барселоны», болельщики которой долгие годы гордились чистотой маек своих любимцев, отметим, что идея с размещением Unicef на переходный период была великолепной – люди начали привыкать к «новой «Барсе».


А вот другому клубу из еще одной гордой испанской провинции - «Атлетику» из Бильбао - долгое время не делали предложений о титульном спонсорстве. Знали, что все равно откажутся, — у басков своя гордость, и нашивать названия каких-то фирм на свои футболки она не позволяет. В выборе: уважение фанов и традиции – прибыль от контракта со спонсором для владельцев клуба очевидно побеждала любовь поклонников и верность истории. По крайней мере, до недавнего времени...


Английская Премьер-Лига: «Астон Вилла», «Блэкберн»

Сегодня трудно точно сказать, кто первым в истории АПЛ отказался от спонсора: есть данные, что это сделал клуб из Бирмингема, а кто-то указывает на «Блэкберн». Тем не менее традиции Англии ясны: свято место пусто не бывает. И вправду: зачем оставлять свободной футболку, если даже название благотворительного фонда может что-то принести (в данном случае – на благо общества)? Собственно, как раз различным некоммерческим фондам и «отдают» свои футболки английские клубы. Так, в июне 2008 года "вилланы" отказались от коммерческих предложений и совершенно бесплатно разместили на своих футболках логотип благотворительного фонда Acorns. Кстати, после такого благотворительного перерыва «Астон Вилла» заключила самый выгодный спонсорский контракт в истории клуба с корпорацией FxPro.


А вот руководство "Блэкберна" совсем недавно приняло решение отказаться от коммерческой рекламы на майках команды в следующем сезоне. Вместо этого на груди футболистов появится логотип благотворительного фонда. Предыдущее титульное соглашение середняка премьер-лиги завершилось в конце минувшего сезона. А во время предсезонных игр на майках была эмблема компании владельца команды. Сообщается, что подобный опыт у «Берна» был еще 3 года назад. Тогда клуб сотрудничал с детским хосписом.

Учитывая изложенные факты и памятуя о прагматичности англичан и прибыльности АПЛ, возьмем на себя смелость утверждать, что в данных случаях речь идет не о бессребрениках – вероятно, клуб, теряя средства от спонсорских контрактов на 1-2 сезона, с лихвой возмещает эти суммы последующим контрактом и маркетинговым успехом. Во-первых, болельщики гораздо активнее будут обсуждать и болеть за клуб с репутацией «социально-ориентированного». А во-вторых, стать титульным спонсором команды, которая посвятила себя благотворительному делу, конечно, куда престижнее (и, вероятно, дороже), чем просто заменить на футболках логотип другого банка или букмекерской компании.

Швейцария: «Ксамакс»

Самая невероятная история не так давно произошла в Швейцарском «Ксамаксе». Команда лишилась всех титульных спонсоров после того как ее владельцем стал чеченский миллионер. Крупные компании не решились связывать себя с клубом, который всерьез намеревались переименовать в «Ксамакс-Вайнах».


Россия

Для нашей страны, как впрочем для многих стран с неразвитым футбольным рынком, отсутствие титульного спонсора – обычное дело. Причины обычно две: либо клуб просто не может найти адекватного спонсора, либо его финансирует бюджет, и чиновники говорят: «Вы – лицо республики (города, края), нечего продаваться». Хотя вариантов партнерства с коммерческими структурами по размещению брендов на футболках множество и в этом случае.

О нестандартных размещениях рекламной информации на футболках мы напишем в одной из следующих публикаций.