НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

17 июля 2011 г.

Секреты фирмы: как правильно подбирать экипировку


Подбор экипировки для любой команды во многом определяет ее будущее: конечный успех зависит от удобства формы для игроков, симпатий к ней болельщиков и соответствия дизайна интересам спонсоров и потенциальных партнеров. Специалисты компании SportPROFY делятся  слагаемыми успеха своей работы и секретами подбора формы для успешной команды.





Работа над подбором экипировки для команды – неважно, профессиональной или любительской – всегда начинается с определения ее бюджета. То есть тех денег, которые клуб готов потратить на это. Исходя из этого, мы определяем бренд, который будем предлагать руководству команды. Кому-то достаточно одного из 4 ведущих мировых производителей, представленных в России, а кому-то нужен эксклюзив, то есть спортивная марка, слабо представленная в России, либо не представленной вовсе.

С точки зрения экипировки для профессиональных команд, ведущие бренды наиболее приемлемый вариант, они имеют широкую товарную линейку и конкурентноспособные цены, а также четко выстроенную логистику, что позволяет гарантировать своевременную поставку. Если на такую компанию-производителя одежды выходят топ-клубы, бренд может пойти на техническое спонсорство, то есть бесплатное предоставление экипировки. Если клуб второго эшелона и далее, то это однозначно только продажа.

Второй важный этап в разработке и подборе экипировки – непосредственно работа со стилем футболок, дизайном и техническими характеристиками экипировки. Стандартно для профессиональных клубов работа идет над тремя вариантами формы, соответствующими стилю и командным цветам, философии клуба. У брендов есть множество вариантов дизайна футболок – от классических до ультрасовременных. Кстати, в России уникальный вариант формы, разработанный специально для этих команд, используют крайне малое количеcтво клубов.


Сотрудничество с "Энже" было интересным и результативным

На самом деле, конечно, можно сделать уникальный дизайн формы для любой команды, но это уже вряд ли будет известный бренд. Это связано с коммерческими интересами производителей и наличием возможностей клуба организовать дальнейшую постоянную продажу реплики своей игровой формы.  Но бренды второго и третьего эшелона вполне могут пойти на создание уникального дизайна, если будут понимать, что этот клуб будет работать с ними в течение  нескольких лет.  

Самый трудоемкий процесс в подборе формы для команды – утверждение макета формы. К сожалению, в России на сегодня сложилась практика, когда форму выбирают, и решают этот вопрос все кому не лень. Условно говоря, даже какой-нибудь массажист может повлиять на итоговое решение. Во всем же мире в спортивных организациях есть только несколько человек, которые делают это в том числе коммерческий директор и президент клуба. Именно президент  решает, выгодна клубу та или иная экипировка или нет. Потому что от его решения в результате будет зависеть, будут ли болельщики покупать форму в фан-шопах. Это на самом деле большая составляющая маркетинговой политики клубов.

Технологии создания спортивных форм кардинально меняются в среднем раз в 3-5 лет, внутри этого периода постоянно идут какие-нибудь доработки. Выбор необходимого варианта формы, с более легкой тканью, более впитывающей пот, более эргономичной – пожалуй, тоже один из трудоемких процессов.

Что касается трендов в дизайне,  то сегодня все ведущие спортивные бренды стремятся разрабатывать варианты форм, максимально облегающие тело, более обтягивающие. Это современно, красиво. Но при этом в линейках остаются и классические мотивы. И что интересно – руководители отечественных клубов чаще выбирают именно классический дизайн, хоть порой он и выглядит архаично. Если посмотреть на чемпионат мира 20-летней давности, когда бегали в таких трусах и майках, становится довольно забавно. Впрочем, именно спортивный результат в командных видах спорта не настолько зависит от использования технологий в экипировке. Это, скорее, характерно для тех видов, где все зависит от долей секунд и миллиграммов веса. 

В практике SportPROFY на заре нашей деятельности  был интересный опыт партнерства с Казанским женским баскетбольным клубом «Энже». Ее руководитель хотел, чтобы зрители приходили смотреть на его баскетболисток, поэтому попросил нас подобрать обтягивающие шорты для девушек – выглядело очень неплохо.

Нашей гордостью является то, что  мы  обеспечили Казанский волейбольный клуб «Зенит» партнерством с Adidas и экипировкой от этого бренда. В тот период Adidas в России вообще не был представлен на профессиональном волейбольном рынке. Нам стоило усилий убедить руководство клуба «Зенит» выбрать именно форму от Adidas, особенно в той части, что компания сможет выдержать уровень требований волейболистов. Но все получилось, и отзывы были только положительные.

Один из партнеров SportProfy - ВК "Зенит" в форме, предложенной специалистами компании

Экипировочный бизнес и сам процесс выбора формы, на самом деле, очень сложные вещи. Есть много тонкостей, на которые неспециалист просто не обратит внимание. Требуются глубокие знания, требуются специалисты (мы много раз проходили все это и знаем, что говорим), здесь должны работать подкованные люди, которые смогут подсказать нужный вариант. Все-таки экипировать целый клуб – это задача очень и очень серьезная, и заниматься этим без души – значит оставить и эту команду без души.

Конечно, безусловно, возникает масса технических моментов  это и подбор  размеров экипировки для команды и административного состава клуба, гарантия возвратов и обменов бракованных товаров, встает вопрос о персонализации товара для клуба логотипы клуба и спонсоров, номера, фамилии. К тому же товары, предназначенные для тренировочного процесса и игр, сделаны из разных тканей, то есть под каждую позицию необходимо подобрать свой метод нанесения, что бы это было красиво и удобно. И немаловажным моментом являются сроки  поставок,  они имеют определенную логику и их срыв приводит к тому, что команде фактически не в чем тренироваться и играть. 

И еще: помните, что экипировка – это не просто одежда. Это стратегия, стратегия развития клуба, его взаимоотношений с болельщиками, спонсорами. Это и возможность заработать деньги. Метаний здесь не должно быть. Выбирайте профессионалов с серьезными командами специалистов. Конкуренция на этом рынке сегодня довольно жесткая, но есть зарекомендовавшие себя компании. Взять хотя бы SportPROFY – мы являемся партнерами 7 команд-чемпионов России в разных видах спорта. Чем не рекомендация?)