НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

6 июня 2011 г.

Раскрученные и забытые. От Вуджи-1983 к Юни-2013


Талисманы Всемирных Универсиад, соревнований, о которых мы мало что знали до последних 2-3 лет, смело можно назвать «штучным» или скорее «разовым» маркетинговым товаром. Созданные под конкретные соревнования, тем более студенческие, они не претендуют на глобальную узнаваемость и быстро стираются из памяти. И тем не менее организаторы каждой Универсиады в обязательном порядке стараются придумать что-нибудь оригинальное.




«Стильно, модно, молодежно» – к сожалению, эти слова не всегда подходят к маскотам-талисманам студенческих Универсиад, хотя, по логике вещей, как раз должны. Соревнования, проводимые в мире каждые 2 года, конечно, стабильно собирают по 5-10 тысяч юных спорстменов и их болельщиков, утверждается, что их телеаудитория в последние годы растет, тем не менее, игры сильно уступают по популярности ведущим спортивным состязаниям мира. В результате, в отличие от прекрасно спродюсированных маскотов Чемпионатов мира, NBA, NHL или английских футбольных клубов, здесь талисманы часто носят характер формального символа.

На наш взгляд, пока во многом формален главный талисман Универсиады в Казани: им выбран выдуманный детеныш крылатого снежного барса по имени Юни


Пока Юни представлен и фигурирует лишь в виде красочного символа на сайте Универсиады, в раздаточных материалах официальных мероприятий и в некоторых видах рекламной продукции Универсиады. Однако резерв для развития казанского маскота еще есть - до Игр остается 2 года. И разойдутся ли по свету фотографии болельщиков в обнимку с Юни во время турниров лета 2013 года – один из главных вопросов к тем, кто занимается этой работой.

Гораздо меньше времени на продвижение талисмана Универсиады осталось у китайцев.  Впрочем, в Шэньчжене уже почти все готово к играм, готов и местный маскот. Как и все истинно китайское, нам он кажется довольно нестандартным, в том числе и своим именем – ЮЮ. Создатели этого «улыбающегося блина», разумеется, не могли не обыграть в названии маскота первую букву Универсиады. ЮЮ, по сути, стилизованный смайлик, и в этом видна его молодежная направленность.


Кстати, с ЮЮ китайцы провели неплохую работу. Вот, примеру, как он поможет визуально «обыграть» самые важные события и фанатские эмоции на трибунах Универсиады-2011.

Еще один неплохой «молодежный» вариант маскота – девушка по имени Юнити, представленная в 2005 году австрийцами.



Несмотря на отход от традиции, когда «талисманом становится животное, ассоциирующееся в представлении большинства людей с той страной, которая принимает игры”, Юнити имела неоспоримое преимущество над остальными талисманами студенческих соревнований: она четко попала в целевую аудиторию Универсиады.

Чего не скажешь о таких персонажах, как Сумасшедший Даху (Турин, 2007)…


… или польский Шаблик (Закопане, 1993)


А вот южнокорейцы в 2003 довольно удачно обыграли в своем маскоте тягу молодежи к мечтам и стремление своей страны к высокотехнологичной экономике. Результатом стал Дрими, довольно любопытный персонаж, отвечающий духу своей страны.


Чаще всего талисманы мировых Универсиад стараются делать максимально простыми и доступными, забавными. Но получается это далеко не у всех. Создать маскот – полдела. Куда важнее – грамотно “раскрутить” его, и сделать из персонажа настоящего друга для любого болельщика.

Кстати: яркий пример удачного выбора и подачи талисмана краткосрочных спортивных турниров – вымышленные австро-швейцарские бравые парни Трикс и Фликс. Яркие образы маскотов Евро-2008, кажется, до сих пор живут в памяти любителей футбола.  


А вот официального маскота Чемпионата мира по футболу в ЮАР леопарда своей громкостью и колоритностью “раздавил” другой символ игр. И кто сейчас вспомнит про Закуми, а кто - про его прямого конкурента?