НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

27 мая 2011 г.

PES против FIFA: Эль Классико футбольных симуляторов

Великие противостояния будоражат умы миллионов людей. Будь то столкновения Востока и Запада, Давида и Голиафа, «Марса» и «Сникерса», «Dirol» и «Orbit», наконец «Манчестера» и «Ливерпуля» или «Зенита» и бюджетов остальных команд… В мире футбольных симуляторов это противостояние длится уже который год. За умы, глаза, пальцы, джойстики и эмоции настоящих фанатов виртуальных матчей бьются два принципиальных соперника – канадская серия FIFA и японская Pro Evolution Soccer. “Что лучше – FIFA или PES?»

Неправильный ответ на этот вопрос друзей-геймеров, как и в случае с радикальными фанатами команд, может не лучшим образом сказаться на авторитете и репутации человека. Спор любителей продуктов канадской EA Sports и японской Konami начался в первой половине минувшего десятилетия, и его по праву можно назвать Эль Классико или «Миланским дерби» футбольных симуляторов. Стать третьим в этом споре за интерес игроков пока не удавалось никому, а суть его сводится к ставшей расхожей фразе: «Сколько людей – столько и мнений». Каждый из этих проектов имеет как преданных фанатов, так и ярых ненавистников. Рассудить этот «матч» нелегко, да и в принципе невозможно. Серия симуляторов футбола от EA Sports была знакома геймерам еще с середины 90-ых. Многие из выпусков той «игрушки» были знаковыми в развитии этого направления индустрии компьютерного спорта. Однако PES практически с первой попытки смогла отобрать у конкурента немалую часть аудитории. Первый Pro Evolution Soccer был выпущен в октябре 2001 года и был хорошо встречен прессой — 9/10 баллов от OP2M UK и растущей армией любителей «погонять» на клаве или джойстике. Считается, что в середине 2000-ых FIFA уже серьезно уступала PES. И главным образом из-за определенной прямолинейности и слабого геймплея (уровня игрового процесса): в укор канадскому детищу ставили то, что забить в игре можно было только 5-6 одинаковыми способами. И, к примеру, Шевченко мог сделать хет-трик исключительно забивая мяч головой в одну и ту же «девятку» с передачи одного и того же партнера. В Pro Evolution же все было куда интереснее: «Люди, садившиеся поиграть в PES, после одного матча говорили, что это сложно и непонятно, но после 10 игр по-настоящему втягивались и уже называли FIFA "не очень», - говорит один из фанатов японской серии. Действительно, философии Konami «виртуальный футбол – в первую очередь Игра», EA могла противопоставить разве что разрешения на использование эмблем, форм и изображений игроков множества команд, а также активную рекламу с привлечением звезд. Впрочем, для поклонников серии это тоже немало: «Скажите, ну кто согласится в здравом уме играть хоть и в супер-крутую по геймплею PES, но за условную команду “Лондон Голубые” (то бишь Челси)”, - вопрошали на форумах сторонники FIFA. 2004 год стал переломным в философии EA Sports. Ребята поняли, что тупо покупая лицензии команд и имея название «FIFA», хорошую игру не сделать. Большим толчком к этому пониманию стало то, что японский футсим Pro Evolution Soccer, имеющий с гулькин нос лицензий, стал откровенно иметь фифу по всем рейтингам. И никакие маркетинговые фантики не могли от этого спасти. Тогда некто Эндрю Вильсон — главный тогда по FIFA, собрал небольшую команду самых крутых специалистов. Поставленная задача — сделать так, чтобы игра была действительно похожа на футбол. Разработчики должны были сосредоточится не на фишечках и рюшечках, а на таких базовых вещах как передвижения игроков, удары, пасы. Пользуясь появлением новой платформы (некст-ген консоли) было решено начать все с нуля. Труды Патерсона, который ранее работал над переделкой FIFA Manager легли в  основу новой игровой модели

 За последние годы оба соперника лишь сильнее укрепились на своих позициях. FIFA заметно подтянула игровой процесс, но ни для кого не секрет, что версии для next-gen’овских консолей (то есть портативных консолей) и PC существенно отличаются. Причем не в лучшую сторону для последнего. Pro Evolution Soccer более реалистична с точки зрения движения игроков, мяча, вида поля и стадиона, но так как EA Sports обладает множеством эксклюзивных лицензий для своей игровой серии, Konami до сих пор испытывает серьёзные трудности с лицензированием. Например, таких соревнований, как английская Премьер-лига (есть лицензия на изображения и логотипы «Манчестер Юнайтед» и «Тоттенхэм») и немецкая Бундеслига. Кстати, в Pro Evolution Soccer 2011 одна из трех лицензированных российских команд – казанский «Рубин». Еще две: «Спартак» и «Зенит». Итог: в Великом симуляторном противостоянии на самом деле выигрывают обе стороны. Во-первых, обе команды стараются перещеголять конкурентов и это служит залогом постоянного развития футсимов, во-вторых, продажи обеих игр растут и составляют многомиллионные тиражи. Это тоже следствие жесткой конкуренции, ведь соперники по сути лишь подогревают интерес к своим продуктам.                                                     
                                      VS

Кстати: Футбольные симуляторы нарушают психику геймеров Недавно ученые провели исследование в области влияния разных видеоигр на эмоциональное состояние их поклонников. Как выяснилось, самыми агрессивными играми на сегодняшний день являются компьютерные симуляторы футбола. Стоит отметить, что сегодня популярность футбольных симуляторов стала настолько велика, что ими увлекаются не только подростки и мужчины, но и представительницы прекрасного пола. При этом именно виртуальный футбол может сделать человека куда более агрессивней, чем компьютерная игра любого другого жанра. Даже военные симуляторы не могут спровоцировать в геймере столько отрицательной энергии. Ученые уверены, что такое негативное влияние футбольные симуляторы способны оказывать из-за своей схожести с реальной жизнью. Представитель данного исследования утверждает, что в ходе его проведения была замечено явно выраженная агрессия у испытуемых, играющих в симуляторы футбола. Единственное оправдание этому ученые видят лишь в схожести виртуального футбола с повседневной жизнью.