НАША ЖИЗНЬ-СПОРТ

30 мая 2011 г.

Команда-мечта начинает раздачу «титульных» мест


Триумф обладателя Кубка Чемпионов-2011 уже этим летом может получить горький привкус для болельщиков сине-гранатовых. «Барселона» сдает привычные позиции по отношению к титульному спонсору: совсем скоро на традиционно некоммерческое место на груди футболистов впервые в истории поместят лого крупной азиатской организации.

Реклама титульного спонсора на футболках – традиционно одна из наиболее прибыльных статей дохода известных футбольных клубов. В отличие от футболистов большинства ведущих команд мира, игроки «Барселоны» до 2006 года ни разу в почти вековой истории клуба не примеряли название банка, пивного бренда или автоконцерна на своей груди. А с 2006 и до сих пор сине-гранатовые поддерживали благотворительную организацию Unicef.

С лета 2011 года на майках каталонцев будет красоваться новый логотип - Qatar Foundation. И хотя это некоммерческая организация в чем-то схожа с Unicef и в основном занимается образовательными проектами на Ближнем Востоке (а возглавляет ее супруга эмира Катара, сыгравшего решающую роль в успехе заявки страны на проведение чемпионата мира в 2022 году), она все же заплатит немалые деньги за возможность ассоциироваться с лучшим футбольным клубом Европы.

Контракт Qatar Foundation с «Барселоной» рассчитан на пять лет, и по его условиям каталонцы будут ежегодно получать 33 миллиона евро. Это самое крупное спонсорское соглашение для одного футбольного клуба: ранее "Манчестер Юнайтед" заключил договор с AON  на 23,6 миллиона евро в год. Интересно, что маркетологи попытаются разместить на футболках «Барселоны» оба логотипа без ущерба для ЮНИСЕФ и Qatar Foundation, но, как сообщается, если это не удастся сделать, логотип Детского фонда ООН получит приоритет.


«Барса» без рекламы: история вопроса

Традиция не размещать никаких логотипов или рекламы на майке «Барселоны», кроме герба клуба, длилась с дней основания спортивного общества в столице Каталонии. Пока другие клубы зарабатывали миллионы долларов только за счет титульных спонсоров, болельщикам «Барселоны» это даже и в голову не приходило, ведь «Барса – больше, чем клуб». Каталонский клуб слишком хорош и имеет такие традиции, что рекламе на их футболках просто нет места, считали фанаты. Тем более, каталонцы – гордый народ, и гордились своим отношением к коммерческим предложениям, а их за вековую историю команды было немало.

Кстати, в 1992-ом году руководитель «Барселоны» Луис Нуньес пытался внедрить на футболки команды элемент атрибутики спонсора. Разумеется, за солидную сумму. Тогда спортивный спонсор «Барсы» итальянская фирма KAPPA предложила 9 миллионов долларов за надпись на футболке. Нуньес отказался, но пошел на менее радикальное предложение– за 6 миллионов долларов на сине-гранатовых майках появилась белая полоска. Никакой надписи, никакого логотипа итальянской компании – просто белая полоска.

«Я не хотел бы прославиться, как первый президент в истории «Барсы», который прилепил на футболку какую-то рекламу», - объяснил свое поведение Нуньес. Но, как и большинство других инициатив Нуньеса, она закончилась фиаско. Президент не обратил внимания на одну мелочь: белый цвет – «королевский», цвет злейшего врага и соперника мадридского «Реала». Из-за этой полоски поднялся такой шум, что руководство «Барсы» решило расторгнуть контракт с Kappa и заплатило этой фирме немалую неустойку.

ЮНИСЕФ как переходный период

Когда перед началом сезона 2006/07 президент «Барселоны» Хуан Лапорта подписал соглашение, по которому на майке этого клуба будет красоваться надпись UNICEF, а сам клуб будет перечислять 0,7% своей годовой прибыли этой благотворительной организации, болельщики каталонского клуба разделились на два лагеря. Одни были уверены, что Лапорта поступил абсолютно правильно, а вот другие считали, что он плюнул на вековую традицию клуба.

Однако многие не учли, что Лапорта при этом совершил очень и очень дальновидную сделку. По сути он начал стратегическую кампанию по приобщению болельщиков команды к спонсорским логотипам на майках. Начинать решил с малого: ведь Unicef, которой клуб еще и приплачивает в виде помощи, вряд ли осудят. «На благое дело футболки не жалко», скажут преданные болельщики. Ну а следующий этап - Qatar Foundation с солидными арабскими вложениями. Кого и что рекламировать дальше – покажет лишь спонсорская политика «Барсы» нового десятилетия. А также размер долгов команды: в июле 2010 года аудиторская проверка каталонского клуба выявила общую задолженность в 440 миллионов евро.

Кстати: Самым выгодным вариантом с финансовой точки зрения, является написание названия спонсора на лицевой передней площади футболки. За такой пиар спонсорской компании «Барселона» может получить порядка 25 миллионов евро, причем только за один игровой сезон. Вдвое дешевле для спонсора обойдется второй вариант: если реклама будет размещена на задней части футболки, то есть на спине, аккурат под игровым номером. Если же спонсорские «реквизиты» будут указаны на трусах игроков, прибыль клуба может составить от 6 до 12 миллионов евро за сезон.


Последний официальный матч "Барсы" в 2011 году без титульного спонсора